Спутниковый мониторинг транспорта
Современный рынок уже давно сформировал необходимость качественного контроля над транспортными средствами. И дело не только в том, чтобы уличить недобросовестных водителей в нарушении условий трудового контракта и нецелевом использовании транспортного средства. Больше значение имеет и оптимизация всего логистического процесса, грамотное использование ресурсов ТС, конструктивный подход к планированию маршрутов на основе не только опыта и предположений, но и точных навигационных данных.
На сегодняшний день лучше всего с задачей контроля и управления ТС решают системы спутникового мониторинга транспорта (ГЛОНАСС/GPS мониторинга).
Что это такое?
Данная система – это программно-аппаратный комплекс, включающий в себя следующие составляющие:
- комплекс оборудования, установленного в передвижном объекте (приемник спутниковых сигналов + модули передачи/хранения координат). Данный GPS/ГЛОНАСС контроллер передает полученные сведения со спутников на серверный центр мониторинга автотранспорта. В процессе задействованы каналы сотовой/радиосвязи;
- центральный сервер системы. Его функции – прием, обработка, хранение и анализ поступаемых данных;
- диспетчерский модуль, включающий ПК со специальным программным обеспечением. На выходе диспетчер получает обработанные данные в текстовом или ином режиме с картографическими сведениями.
Назначение и функции ГЛОНАСС/GPS мониторинга
Основные задачи данной системы сводятся к трем главным «китам»: персональный мониторинг, контроль, оперативное управление. В списке опций можно выделить как основные, так и второстепенные, предоставляющие дополнительную информацию.
Система ГЛОНАСС/GPS мониторинга обеспечивает:
- контроль перемещения (в реальном времени) и основных параметров движения транспортного средства (расход топлива, включая факты заправки или слива, температура в кузове рефрижератора и т.п.). Данные отображаются на электронной карте;
- оптимизация процесса перевозок, контроль исполнения графика доставки грузов, фиксация прибытия на точки объекта. Система также помогает водителю быстро ориентироваться в незнакомых районах, выбирать оптимальные маршруты;
- обеспечение безопасности транспортного средства и водителя. Система спутникового мониторинга позволяет передавать тревожные сигналы в случае аварии, а также оперативно обнаруживать угнанный автомобиль;
- повышение уровня управления транспортным парком. Система предоставляет разнообразные типы отчетов, при анализе которых можно на порядок улучшить логистическую структуру предприятия.
Удобство эксплуатации данной системы также обеспечивается возможностью выхода в систему мониторинга автотранспорта с мобильных устройств (телефон или КПК) и экспорта данных отчетов в нужные форматы (в том числе, Excel, Pdf, CSV и другие).
Сфера применения системы ГЛОНАСС/GPS мониторинга
- коммерческие и муниципальные грузовые и пассажирские перевозки;
- легковой транспорт частных лиц и организаций;
- ЖКХ и агропромтехника;
- службы такси и экспресс-доставки;
- железнодорожный, речной транспорт и малая авиация;
- строительство дорог и других объектов;
- службы быстрого реагирования и иное.
Законодательная основа применения
Нормативная база, регулирующая применение системы ГЛОНАСС мониторинга, на сегодняшний день далеко не совершенна. Одними из свежих документов в этом направлении можно считать Приказ Минтранса РФ от 26.01.2012 № 20 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, включая специальные транспортные средства, категории М, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» и Приказ Минтранса РФ от 31 июля 2012 г. № 285
"Об утверждении требований к средствам навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и предназначенным для обязательного оснащения транспортных средств категории М, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов"
Инициатива крупнейшего сообщества перевозчиков в России АСМАП помогла ослабить слишком жесткие условия, выдвинутые правительством, и на сегодняшний день оснащение оборудованием ГЛОНАСС ТС, перевозящих грузы (кроме опасных), является добровольным мероприятием. Однако большая часть перевозчиков, в том числе международных, успели оценить возможности для управления и контроля, которые предлагает эта аппаратура. Потому процесс оснащения автотранспорта оборудованием для спутникового мониторинга в нашей стране постепенно набирает обороты.
|